Понятие активного отдыха, его механизмы — теория активного отдыха

23.12.2019

Дата публикования: 2014-11-18 ; Прочитано: 5386 | Нарушение авторского права страницы

Понятие активного отдыха, его механизмы

Исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «активного отдыха». Суть его заключается в том, что при наступлении утомления восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. В настоящее время убедительно доказано, что наилучшие условия для восстановления работоспособности создаются при переключении,работы на другие виды деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность, в процессе которой мощная импульсация от рецепторов опорно-двигательного аппарата дает быстрый положительный результат.
Утомление левого (у правшей) полушария (ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением) при умственной деятельности наступает позднее, если одновременно загружено и правое полушарие (ведающее образно-познавательными процессами). Помимо использования иллюстративных, цветовых, наглядных пособий активирует правое полушарие и умеренная мышечная деятельность1.
Физическая активность, как правило, повышает эмоциональный статус человека, создавая условия хорошего настроения, которое само по себе является благоприятным фоном для высокопродуктивной умственной деятельности.
Подбор возможных средств мышечной деятельности, которые можно использовать с целью активного отдыха, определяется и видом умственной работы, и решаемыми в данный момент задачами. Так, во время физкультпауз, выполняемых через 2—2,5 часа после начала работы и во второй половине дня после обеда в течение 5—7 минут, могут использоваться простейшие гимнастические упражнения. Помимо указанных эффектов такие средства должны решать и ряд других задач, связанных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зрительного аппарата, эмоционально-психического напряжения, затруднения мозгового кровообращения и т.д.
Физкультминутки, выполняемые ежечасно в течение 2—3 минут непосредственно на рабочем месте, способствуют снятию развивающегося утомления благодаря воздействию преимущественно на утомленные части тела (спина, шея, глаза) и через активизацию вентиляции в нижних долях легких.

РЕКЛАМА2

РЕКЛАМА

Дата публикования: 2014-11-18 ; Прочитано: 5386 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/4-63247.html

Теория активного отдыха

Физкультминутки могут быть общего или локального воздействия, они применяются в течение рабочего дня

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по теории и методике физического воспитания. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по теории и методике физического воспитания — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности — повышение устойчивости орган

Микропаузы активного отдыха

Похожие вопросы

  • Гистология — Микропаузыактивногоотдыха
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд.
  • Анатомия — Микропаузыактивногоотдыха
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд.
  • . физического воспитания — Микропаузыактивногоотдыха
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд.
  • Теория и методика физического воспитания — Физкультминутки.
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах акт.
  • Теория и методика физического воспитания — Профилактика.
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах акт.
  • Гистология — Профилактика профессиональных заболеваний.
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах акт.
  • Анатомия — Профилактика профессиональных заболеваний.
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах акт.
  • Анатомия — Физкультминутки.
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах акт.
  • Шпаргалки по теории и методике физического воспитания
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах акт. подробнее ».
  • Гистология — Физкультминутки.
    Микропаузыактивногоотдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-З0 секунд. В микропаузах акт.

найдено похожих страниц:10

Источник: http://cribs.me/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya/mikropauzy-aktivnogo-otdykha_

Теория активного отдыха

Характер и длительность восстановительных процессов могут изменяться в зависимости от режима деятельности спортсменов в послерабочий, восстановительный, период. В опытах И. М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом. В частности, он обнаружил, что работоспособность руки, утомленной работой на ручном эргографе, восстанавливалась быстрее и полнее, когда период отдыха ее был заполнен работой другой руки. Анализируя этот феномен, И. М. Сеченов предположил, что афферентные импульсы, поступающие во время отдыха от других работающих мышц, способствуют лучшему восстановлению работоспособности нервных центров, как бы заряжая их энергией. Кроме того, работа одной рукой вызывает увеличение кровотока в сосудах другой руки, что также может способствовать более быстрому восстановлению работоспособности утомленных мышц.

Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и при выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью. Например, переход от бега с большой скоростью к бегу трусцой также оказывается эффективным для более быстрого восстановления. Молочная кислота устраняется из крови быстрее при активном отдыхе, т. е. в условиях работы сниженной мощности, чем при пассивном отдыхе (см. рис. 27). С физиологической точки зрения, положительный эффект заключительной работы невысокой мощности в конце тренировки или после соревнования является проявлением феномена активного отдыха.

Вопросы к лекции:

1. Назовите и охарактеризуйте три основных периода в функциональном состоянии спортсменапривыполнении тренировочного или соревновательного упражнения.

2. Дайте физиологическую характеристику предстартовому состоянию

3. Дайте физиологическую характеристику разминке спортсмена

4. Объясните, что такое процесс врабатывания и дайте физиологическое обоснование таким явлениям, каким явлениям, как «мертвая точка» и «второе дыхание».

5. Дайте физиологическую характеристику периоду устойчивого состояния.

6. Дайте физиологическую характеристику процессу утомления.

7. Дайте физиологическую характеристику процессу восстановления.

8. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма

9. Физиологические механизмы активного отдыха.

10. Утомленние при выполнении упражнений максимальной, околомаксимальной, субмаксимальной анаэробной мощности

Источник: http://studopedia.ru/2_487_aktivniy-otdih.html

Основные формы производственной физической культуры

Производство Производственная физическая культура

Основные понятия

Физическая культура в профессиональной деятельности педагога

Производственная физическая культура – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса.

Профессиональное заболевание — ϶ᴛᴏ категория болезней, вызываемых влиянием производственной среды или трудового процесса.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – целœенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к конкретной трудовой деятельности.

Цель производственной физической культуры – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего.

Основными задачами производственной физической культуры являются:

— подготовить организм человека к включению в трудовой процесс;

— оптимально поддерживать уровень высокой работоспособности в течение рабочего дня и обеспечить восстановление организма после окончания работы;

— профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.

В основе производственной физической культуры лежит теория активного отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей ранее рукой.

Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.

Методика производственной физической культуры находится в зависимости от характера и содержания трудового процесса и имеет «контрастный» характер (В.И. Ильинич, 1999):

— чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

— чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях раз-личными формами производственной физической культуры;

— чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культуры.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет следующие формы:

— физкультминутки общего или локального воздействия;

— микропаузы активного отдыха.

Вводная гимнастика. Комплекс специально подобранных физических упражнений, систематическое выполнение которых помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности.

Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм, выполняемых в течение 5-7 минут в начале рабочего дня.

Типовая схема вводной гимнастики (Л.Н.Нифонтова):

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ноᴦ.

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные упражнения.

Физкультурная пауза. Проводится в начале периода снижения работоспособности. Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 минут.

Работы, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом, относятся к группе профессий, требующих большого напряжения центральной нервной системы. Как правило, они характеризуются небольшими физическими затратами и малоподвижностью. Физкультурная пауза для людей этой группы профессий состоит из физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя.

Необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают условия для улучшения кровообращения во всœем организме, ликвидируют застой крови в области нижних конечностей и малого таза. При подборе упражнений обязательно крайне важно включать наклоны в стороны, прогибания назад, вращения туловища для улучшения осанки и снятия нагрузки с позвоночника.

Типовая схема для этой группы профессий следующая:

1.Упражнение в потягивании.

2. Упражнение для мышц туловища, ног и рук.

3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук более динамичное, с большей нагрузкой.

4. Упражнение общего воздействия — приседание, бег, прыжки.

5. Упражнение для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движения ногами.

6. Упражнение на расслабление мышц рук.

7. Упражнение на внимание, координацию движений.

Для более точного определœения места физкультурных пауз крайне важно учитывать динамику работоспособности в процессе рабочего дня.

Физкультминутки. Физкультминутки бывают общего или локального воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере крайне важности в активном отдыхе (до 5 раз и более). Состоят из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут.

В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе упражнение — наклоны или повороты туловища, в сочетании с движениями рук и ног, третье — маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых ощущается усталость.

Как правило, при этом используются упражнения на расслабление. Одновременно можно использовать элементы самомассажа для усиления восстановительного эффекта.

Микропаузы активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всœего 20-З0 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере крайне важности.

9.3. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.Основная задача физических упражнений профилактической направленности — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

Основные неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда: ограниченная двигательная активность, неудобная рабочая поза, повышенная нервно-эмоциональная напряженность, монотонность в работе, связанная с выполнением одинаковых операций, с постоянной концентрацией внимания. Вместе с тем, необходим учет санитарно-гигиенических условий труда, которые сами по себе бывают неблагоприятными (запыленность, плохое освещение и т.д.).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных в соответствии с крайне важностью профилактики конкретных неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Занятия проводятся во внерабочее время: в обеденный перерыв или сразу после окончания работы.

Предпочтение отдается групповым занятиям. Для работников умственного или преимущественно умственного труда в комплекс профилактической гимнастики рекомендуется включать 18-20 упражнений динамического характера. Продолжительность занятий 20-25 минут. При выполнении комплекса в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы.

В качестве примера можно привести комплекс упражнений непосредственного воздействия, предложенный профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:

1. Движения головой (наклоны, повороты, кружения).

2. То же в сочетании с движениями рук.

3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спинœе, стойка на лопатках, локтях, голове).

4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инœерции

(«рубка дров», качательные движения туловищем).

5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спинœе).

6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (беговые упражнения и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).

7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

Для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда целœесообразно проводить следующие мероприятия (Е.В.Будыка,1997):

— занятия энергоемкими видами физических упражнений с большой амплитудой движений;

— занятия в кабинœетах, комнатах здоровья с использованием тренажерной техники;

— психопрофилактика нервных напряжений самостоятельно или в комнатах психологической разгрузки;

— двигательная разрядка психоэмоциональных напряжений силовыми упражнениями.

Читайте также

— Производственная физическая культура в рабочее время

В рабочее время производственная физическая культура (ПФК) реализуется через производственную гимнастику. Производственная гимнастика — это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную… [читать подробенее]

— Производственная физическая культура

Основные понятия Физическая культура в профессиональной деятельности педагога Производственная физическая культура – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса. … [читать подробенее]

— Производственная физическая культура

Основные понятия Физическая культура в профессиональной деятельности педагога Производственная физическая культура – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса. … [читать подробенее]

— Производственная физическая культура в рабочее время

(«Производственная гимнастика) Производственная гимнастика – это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения… [читать подробенее]

— Производственная физическая культура (ПФК)

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА Понятие «Производственная физическая культура»; ее цели и задачи Производственная физическая культура является важной составной частью общей культуры общества, способствующей сохранению здоровья трудящихся, адаптации к… [читать подробенее]

— Производственная физическая культура в рабочее время

(«Производственная гимнастика) Производственная гимнастика – это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения… [читать подробенее]

— Производственная физическая культура (ПФК)

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА Понятие «Производственная физическая культура»; ее цели и задачи Производственная физическая культура является важной составной частью общей культуры общества, способствующей сохранению здоровья трудящихся, адаптации к… [читать подробенее]

— Производственная физическая культура (ПФК)

Производственная физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих… [читать подробенее]

— Производственная физическая культура

Ключевые термины Профессионально-прик­лад­наяфизическаяподготовка – специализированный вид физического воспитания, направленный на получение обучающимися оптимальной физической подготовки, необходимой для определенной профессиональной деятельности. … [читать подробенее]

1.Производственная физическая культура(ПФК)……………………………………………..5

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор методов,форм и средств ПФК…..7

5. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики. Определение их места в течение рабочего дня……………………………………………….11

6.Физическая культура и спорт в свободное время специалиста……………………………12

6.1 Утренняя гигиеническая гимнастика…………..…………………………………………12

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей………………………………………………………………14

8. Использование дополнительных средств повышения работоспособности в процессе занятий……………………………………………………………………………………….….16

9.Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры………..……………………………………………………………………………….17

10. Влияние индивидуальных особенностей ,географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов………………………18

11.Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе………………………………………………………………………………………19

Список использованных источников

1.Производственная физическая культура, ее цель и задачи.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функ­циональных систем организма и недогрузкам других, что неблагопри­ятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректи­ровать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприя­тия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Ис­пользование средств физической культуры и спорта в целях поддер­жания и повышения общей и профессиональной дееспособности чело­века в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура (ПФК) – Производственная физическая культура — система методически обоснованных физи­ческих упражнений, физкультурно-оздоро­вительных и спортивных мероприятий, на­правленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Форма и содержание этих мероприятий определяют­ся особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, за­газованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

1.1Цель и задачи производственной физической культуры.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения ин­дивидуальной производительности, на уровень которой также оказы­вает определенное влияние физическая подготовленность. Задачи ПФК:

подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

профилактика возможного влияния на организм человека небла­гоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

2. Методические основы производственной физической культуры.

Основа производственной физической культуры — теория активного отдыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восста­навливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В ре­зультате в утомленных функциональных системах усиливаются про­цессы восстановления, и их работоспособность повышается.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

Методическое обеспечение производственной физической культу­ры требует учитывать не только физические, но и психические нагруз­ки — умственную и нервно-экомоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нерв­ной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

Итак, методика ПФК находится в зависимости от характера и со­держания труда и имеет «контрастный» характер:

чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

чем меньше в активную деятельность включены большие мышеч­ные группы, тем в большей степени они подключаются при заня­тиях различными формами ПФК;

чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

в рабочее время в форме производственной гимнастики и про­фессионально-прикладной физической подготовки;

в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических уп­ражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимос­ти — профессионально-прикладной физической подготовки к от­дельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивиду­ально, так и в группах.

При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как ра­бочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдель­ных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется про­водить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в не­удобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соот­ветственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастно­му» методу.

На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления че­ловека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабоче­го времени или после него — необходимое условие для подбора опти­мальных методов и средств ПФК.

4. Производственная гимнастика

Производственная гимнастика — это комплексы специ­альных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы по­высить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: ввод­ная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, мик­ропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движе­ния, их симметричность или асимметричность, однообразие или раз­нообразие, степень напряженности движений);

характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсив­ность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходи­мая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раз­дражительность);

возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно ком­плексы проводятся на рабочих местах).

4.1 Вводная гимнастика

С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5—8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5—7 мин.

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологи­ческие процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика по­зволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использо­вать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной де­ятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

4.2 Физкультурная пауза

Она проводится, чтобы дать срочный актив­ный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работо­способности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упраж­нений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.При обычном 7—8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2—2,5 ч после начала работы и за 1 — 1,5 ч до ее окончания. Комплекс упраж­нений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей ра­бочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиеничес­ких условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых слу­чаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный про­изводственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиеничес­ких условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свобод­ное время.

4.3 Физкультурная минутка

Физкультурная минутка относится к малым формам активного от­дыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздейст­вовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2—3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1—2 мин.Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям ор­ганизации труда и его технологии невозможно сделать организован­ный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя ос­танавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть ис­пользована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физичес­кие упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратко­временном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Похожие страницы:

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ТЕМА №1

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. По сравнению со специалистом профессиональная сфера бакалавра шире, но в годы обучения в вузе еще окончательно не определена – в будущем бакалавр может специализироваться по той или иной специальности своего профессионального направления обучения.

Производственная физическая культура

В этом плане профессиональное лицо специалиста просматривается более четко: его рабочее место, условия, характер труда и т.д., т.е. именно то, что определяет необходимость и возможность применения тех или иных средств физической культуры и спорта для обеспечения постоянной психофизической надежности специалиста. Поэтому при дальнейшем изложении материала мы будем, в основном, ориентироваться на профессиональную деятельность специалиста – выпускника того или другого факультета.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура (ПФК) – это система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно‑оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

  • подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;
  • активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;
  • заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку, к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;
  • профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Основой производственной физической культуры является теория активного отдыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки – умственную и нервно‑эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

Итак, методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:

*чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

*чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

*чем больше нервно‑эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

* в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально‑прикладной физической подготовки;

* в свободное время в форме оздоровительно‑восстановительных процедур, оздоровительно‑профилактических физических упражнений, занятий – в спортивных секциях и при необходимости – профессионально‑прикладной физической подготовки к отдельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соответственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастному» методу.

На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него – необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств ПФК.

Дата добавления: 2017-04-14; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав

теория активного отдыха

— локальное утомление. Утомление, возникающее в отдельных органах, системах или мышцах после выполнения упражнений, в которых принимало участие менее 1/3 всех мышц человека.

— общее утомление. Утомление, возникающее в организме после выполнения упражнений, в которых принимало участие более 2/3 всех мышц человека.

Пассивный отдых – это отдых который не требует от вас особых усилий.

Преодолеть механистические представления об утомлении помогли классические исследования И. М. Сеченова. В опытах на самом себе он осуществлял ритмический подъем груза мышцами одной руки и записывал кривую утомления на эргографе. В случае когда развивалось утомление и дальнейшее поднятие груза затруднялось, восстановление работоспособности протекало более эффективно не при полном покое и отдыхе, а при включении в работу мышц другой руки. И. М.

Производственная физическая культура. Виды (формы) ПФК

Сече­нов показал, что при этом положительную роль играет поток афферентных сигналов, поступающих от работающих мышц в ЦНС. Подобный эффект наблюдался и в том случае, когда вместо работы мышц другой руки осуществлялось раздражение кожи электрическим током. Таким образом была экспериментально доказана высокая эффективность активного отдыха.

Адаптационно-трофический феномен Орбели-Гинецинского. Роль высших отделов ЦНС в развитии утомления.

Орбели — Гинецинского феномен — увеличение амплитуды сокращений утомленной икроножной мышцы лягушки при присоединении к ритмическому раздражению передних корешков спинного мозга непродолжительного раздражения соответствующих преганглионарных симпатических волокон.

Основная причина утомления — это процессы утомления ЦНС и в двигательной коре больших полушарий. В процессе работы к нейронам коры больших полушарий поступают огромные потоки импульсов от работающих мышц: одновременно в крови появляются метаболиты работающих мышц, которые вместе с потоком афферентной импульсации вызывают торможение нейронов корко­вого отдела двигательного анализатора. Это торможение, в конечном итоге, возникает в результате преобладания расхода энергетических веществ над их синтезом и по своей природе является вторичным торможением.

Дата добавления: 2018-01-21; просмотров: 104; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://magictemple.ru/osnovnye-formy-proizvodstvennoj-fizicheskoj/

Теория активного отдыха

К вопросу теории отдыха

Хромешкин Валерий Михайлович,

доцент кафедры экономической теории и финансов института экономики, управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета.

To question of the theories of rest

Khromeshkin V. М.

National Research Irkutsk State Technical University.

Реальная экономика невозможна без оценки влияния отдыха. Кратко представлены результаты разработки основ теории отдыха. Вопросы экзистенции, социальной структуры и ценностей отдыха рассмотрены как отражение материальной и духовной сущности жизнедеятельности человека.

В научную терминологию введены новые понятия теории отдыха: отдых, социальная структура отдыха, история развития отдыха в Земной цивилизации, ценности отдыха, жизнеобеспечение отдыха и др. На основе ценностного подхода предложены общие концепции реального, идеального и справедливого отдыха.

Ключевые слова: отдых как предмет исследования; специфика логико-диалектического отражения явления отдых; инвариантность отдыха; экзистенция, социальная структура и ценности отдыха; принципы, теоремы и аксиомы теории отдыха.

The paper deals with the theoretical questions of existencia, the social structure and values ​​ of rest. They are considered as a reflection of the material and spiritual essence of human life. The thought of ​​ upgrading the ideas of the role of human rest in modern science, based on rest theory, is advanced. The results of rest theory development are presented.

In scientific terminology new concepts of rest theory are introduced: rest, the social structure of rest, rest development history in Earth’s civilization, the values of rest, the life support of rest etc. Based on value approach the general concepts of real, perfect and just rest are proposed.

Keywords: rest – the subject of the research; the specifics of the dialectical and materialistic reflection of rest phenomena; the invariance of rest; the existentia, social structure and values ​​ of rest, the principles, theorems and axioms of rest theory.

Среди неисчислимого множества общественных явлений труд и отдых, являясь диалектическими противоположностями, выступают как самые фундаментальные. Если о труде человека написаны горы фолиантов, созданы различные теоретические системы, освещающие труд в разных ракурсах, то отдыху человека повезло гораздо меньше [8, 12].

В процессе анализа явления отдых в естественно-научной и гуманитарно-психологической сферах познания сложились многие исследовательские подходы (экономико-статистический, медико-рекреационный, культурно-досуговый, туристский и др.). На завершающем этапе методологического синтеза в каждом таком подходе была выработана система понятий в виде научно-теоретических концепций таких как «рекреалогия», «социология досуга», «социология рекреации», «туристика» (педагогическая туристика — прим. автора) и др. По мнению автора адекватному раскрытию проблемы отдыха препятствует центрирование концептуальных представлений вокруг понятий «свободное время», «досуг», «рекреация», которые хоть и связаны с отдыхом в содержательном отношении, но им в полной мере не являются. В этой связи в концепциях отечественных и зарубежных ученых понятия «свободного времени», «досуга» и «рекреации» практически сливаются и, тем самым, происходит лишь квазисинтез фрагментарных и односторонних представлений об отдыхе и императивах его существования. Вторая проблема в познании отдыха состоит в том, что изучается не сам отдых, а отдельные виды его деятельности.

Вместе с тем исследование общих проблем отдыха, его содержания и сущности имеет высокий уровень общественной значимости, в силу того, что право на отдых и досуг для каждого является общепризнанным (Всеобщая декларация прав человека, ст.24). Положения об отдыхе граждан включены в конституции многих стран (Конституция РФ, п.5 ст.37). Результаты исследований отдыха оказывают прямое или косвенное воздействие на многие области научной и практической деятельности, прежде всего на те, в которых происходит реализация потребностей человека.

Опросы показывают – в общественном сознании отдых выступает как бы социально приниженным, что свидетельствует о его существенной недооценке в стратегии выживания человечества в этом непрестанно меняющимся Мире [5, 6]. В результате и сегодня отдых остается теоретически слабо осознанным и практически недостаточно налаженным для многих. Как целостное явление человеческой жизнедеятельности он малоизучен, ч то свидетельствует в пользу необходимости создания общей теории отдыха.

В социальной форме движения материи объективно существует всеобщий закон отдыха – отдых всегда имеет место быть необходимым. В этой связи, с позиций материалистической теории познания категории «отдых» было дано следующее логическое определение: Отдых – бессознательно-рефлекторная и целенаправленно-осознанная деятельность людей, осуществляемая в пространстве и во времени, направленная на поддержание и совершенствование жизнедеятельности личности, группы, общества в целом, на восстановление и развитие способностей к труду для удовлетворения специфических утилитарных и творческих потребностей в целях выживания и развития человеческой цивилизации на Земле и в космосе.

Таким образом, явление «отдых» в жизнедеятельности человека было формализовано следующим образом: отдых = естественно-природная релаксация + социально обусловленная рекреация.

На основе диалектико-материалистических представлений целостное явление «отдых» абстрагировано в единстве его формы и содержания (рис.1).

Форма отдыха как единство внешнего вида (абриса) и внутреннего строения структурируется на две основные разновидности – физиологически необходимую и социально – специфическую, в которых усматриваются взаимосвязанные «квазиструктурные» составляющие – формации (созерцание, успокоение, развлечение и др.).

В форме отдыха заключено его содержание – это конкретные виды деятельности человека, обеспечивающие единство отношений труда и отдыха, других явлений окружающего мира (рыбалка, охота, туризм, физкультура и спорт). В содержании одни виды деятельности отдыха рассматриваются как главные, другие как второстепенные, которыми можно пренебречь. В нем также имеется сущность, которая состоит в восстановлении и воспроизводстве способности к труду. Пренебрежение сущностью недопустимо. Оно приводит к разрушению явления в целом и прекращению жизнедеятельности.

На первой ступени социально-структурного абстрагирования отдых, по аналогии с трудом, выступает в конкретном и абстрактном аспектах [4]. Социальную структуру отдыха составляют общественные отношения, во многом определяющие функционирование отдельных сфер и институтов жизнедеятельности человека (рис. 2).

теория активного отдыха

Рис. 1. Экзистенция отдыха.

В отдельных аспектах конкретного отдыха явно усматривается: социально-классовая специфика, пространственно-территориальные особенности, профессиональная ориентация, конкретизация личного отдыха по полу и возрасту, состоянию здоровья, материальному положению, времени и другие особенности [1, 3, 7 и др.].

Экономико-демографическая сфера абстрактного отдыха тесно связана с существующим способом производства (уровнем развития производительных сил, производственных отношений и научно-техническим прогрессом). В социально-политической сфере развитие деятельности отдыха происходит комплексно на уровнях личности, семьи, рода, племени, народности, нации, этноса и, наконец, социума. Для всех этих уровней общественной организации характерны определенные черты отдыха.

теория активного отдыха

Рис. 2. Структура социальных отношений отдыха.

Отношения отдыха складываются и под влиянием массовых общественно-политических организаций, политических партий, органов государственной власти [14-16]. С идейно-психологических позиций через этические, эстетические и прочие представления и формы сознания отмечается связь отдыха и мировоззрения, его влияние на формирование духовной и материальной культуры людей.

Для теории отдыха вопрос разработки системы ценностей в субъект-объектных и межсубъектных отношениях является весьма важным. Именно разрыв ценностных отношений представляет собой источник и основу отчуждения человека от других людей, от самого себя, от общества и природы [2]. Особенно недопустим антагонизм отношений труда и отдыха.

Любая целостная концепция справедливого отдыха должна исходить из основополагающих одинаково доступных всем индивидам его ценностей. В этой связи социально справедливая система ценностей отдыха представляется основанной на нормировании (организации должного и реального отдыха для каждого). Однако, в идеале, ее развитие должно стремиться к достижению единства желаемого и должного в отдыхе для всех.

При формировании научных представлений об отдыхе в ряде работ [8, 9, 13] были сформулированы положения, которые могут рассматриваться базовыми постулатами теории отдыха (ее аксиоматическим ядром):

— принцип историзма развития отдыха в эволюции природы, социальной структуры формаций Цивилизации, негэнтропии и энтропии процессов Хаоса и Порядка;

— аксиома диалектической противоречивости и неразрывности труда и отдыха;

— теорема ценности отдыха в деятельности личности, социальной группы и общества [10];

— теорема многоаспектности и инвариантности отдыха в жизнедеятельности человека, его жизнеобеспечения и выживания во Вселенной [11].

Предмет изучения экономической теории не является полным без учета влияния отдыха на поведение или деятельность человека, группы людей или общества в целом, в условиях определённой экономической системы. Многие функции экономической теории не могут быть реализованы без учета влияния отдыха, в связи с его неразрывностью с трудом.

Истинность отражения в познании явления «отдых» подтверждается общественно-исторической практикой, которая показывает, что по мере цивилизационного развития содержание отдыха становится все более многофакторным и многоаспектным (во все более увеличивающемся количестве видов деятельности отдыха) при сохранении инвариантности его форм. Вместе с тем, императивно-содержательное расширение отдыха влечет за собой увеличение периода жизнедеятельности человека и наоборот.

Вечная ценность (сущность) отдыха состоит в восстановлении, а главное – воспроизводстве способности к труду (за счет целенаправленно-осознанных форм отдыха). Это крайне важно для сохранения и расширенного воспроизводства жизнедеятельности людей. В то же время нельзя не отметить, что в содержании отдыха усматриваются как ценности, так и антиценности. Критериями ценности отдыха выступают: продолжительность жизни, эффективность жизнедеятельности (отношение экономически активного периода жизни к времени жизни), репродуктивная способность (число рождений) человека, человеческий капитал (как совокупность духовных и материальных результатов жизнедеятельности личности, социальной группы и общества).

В системе социальных наук представления теории отдыха представляются необходимыми атрибутами развития процесса познания.

1. Батуев А.Р., Хромешкин В.М. Базовая концепция территориальной системы отдыха человека // Известия Иркутского государственного университета. Серия науки о Земле. 2012. №2. С.19-33.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 216 с.

3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб: Наука, 1999. 312 с.

4. Маркс К. и ЭнгельсФ. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1954 — Соч. в 39 томах. т.3.

5. Медоуз Д.Х., Медоуз Д., Рэндерс Й., Беренс III В. Пределы роста/ Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1991. 207 с.

6. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. 285 с.

7. Орлов А.C. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. 146 с.

8. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Основы теории отдыха / Н.М. Пожитной, В.М. Хромешкин. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. 180 с.

9. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Некоторые постулаты теории отдыха в жизнедеятельности человека // Вестник Иркутского государственного технического университета, №8(67), 2012.- С. 210-216.

10. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Теорема ценности отдыха в жизнедеятельности человека // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №11(70). С. 248-255.

11. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Теорема многоаспектности отдыха человека // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №12(71). С.254-259.

12. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия. 1983. 840 с.

13. Хромешкин В.М. Отдых как объект познания в системе наук и географического комплекса в ней // Известия Иркутского государственного университета. Серия науки о Земле. 2012. №1. С.277-287.

Источник: http://jurnal.org/articles/2015/sociol10.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *